You are here

История Киржача

История Киржача

Название городу и району дала протекающая по ним река. Слово «Киржач», как утверждают лингвисты, пришло к нам от древних племен, которые много веков тому назад здесь обитали. Оно означает «левый» - река Киржач - левый приток Клязьмы. На территории района открыты неолитические стоянки, относящи­еся к середине третьего тысячелетия до нашей эры. Например, около сел Заречье, Ратьково, около хутора Буяне; по берегам мел­ких речушек на территории района сохраняется несколько древних курганов — захоронений древнеславянского периода.

Первое письменное упоминание о поселении на реке Киржач обнаружено в грамоте — завещании великого князя Ивана Дани­ловича по прозванию Иван Калита, который вошел в историю как собиратель русских удельных княжеств вокруг Москвы. Легенды, зафиксированные во многих церковных летописях, основание Кир­жача относят лет на 30 позднее и приписывают великому печаль­нику земли Русской Сергию Радонежскому. Одна из легенд, нашедшая отражение в росписи надвратной церкви монастыря, пове­ствует, что Сергий, которому претила мелочная междоусобная борьба светских и церковных властителей, ушел в пустынные леса. Однажды он вышел к реке с песчаным перекатом, перешел ее в брод, полюбовался кишащей в ней рыбой, и, поднявшись на порос­шую могучими деревьями кручу, увидел, почти на самой вершине ее, родник исключительно чистой воды. Напился, огляделся. Вок­руг, насколько хватало глаз, — сосново-еловые леса, тонущие у горизонта в голубой дымке. Сверкающей змейкой среди лесов и заливных лугов извивалась река. На круче вековые сосны упира­ются вершинами в голубое небо. Около их золотистых стволов деловито жужжит пчелиный рой. Покой и красота, никакой мелоч­ной суеты и грызни. Покоренный красотой и величием местности, Сергий решил здесь поселиться. На вершине он построил себе скит, родничок заключил в колодец. Это место киржачане и до сих пор чтят, как Сергиево, многие берут воду из его колодца. Вместе с монахами, недовольными правлением в Лавре старшего брата и перебравшимися на новое место жительства своего пастыря Сер­гий, как записано в церковной летописи, основал здесь в 1358 году монастырь, который и положил начало городу Киржачу. В монастырской летописи записано, что о новой обители узнали жители окрестных деревень и стали приходить на богомолье. Около монастыря скоро выросла слободка. Настоятели заботились, чтобы здесь и за рекой, где было сельцо Селиванова гора, селились мастеровые крестьяне. Как утверждают местные предания, около Селивановой Горы злодействовал страшный разбойник Селиван, который нападал на переправе через реку на купеческие обозы – здесь пролегал древнейший Стромынский тракт, связывавший Москву с Юрьев-Польским, Суздалем и Владимиром.

Стромынский тракт, а он пролегал рядом с современной автомобильной дорогой, связывающей с. Филипповское, с. Стромынь с Киржачом, оказал большое влияние на хозяйственное развитие района. Зимой и летом купцы везли товары из Ополья в Москву и из Москвы в сторону Нижнего Новгорода. По этой дороге пришли в город и район ремесла и промыслы, ставшие основой жизни Киржача. В частности, два века тому назад здесь, в деревнях вдоль Стромынки, образовался "шелковый пояс Владимирщины" с центром в городе Киржаче. Здесь, передавая из поколения в поколение свое умение ткать гладьевые и ворсовые шелковые ткани и тщательно оберегая секреты от чужого глаза, росли настоящие мастера своего дела. "Еще крепостной хомут висел на шее у народа, — повествует один из сказов, собранных в книге "Шелковые крылья", — но и в ту пору между Волгой и Клязьмой славилось доброе мастерство — шелкоткачество".

Во время Отечественной войны 1812 года вохнинские, зареченские, филипповские крестьяне, собранные в партизанские отряды под предводительством Герасима Курина, Егора Стулова, ополченцы князя Голицина не давали французским фуражирам подкрепляться за счет деревень вдоль Стромынского тракта – они били их днем и ночью. Со Стромынским трактом связано и обоснование в районе медеобработки, выработка самоваров, церковной утвари, и впоследствии производство изделий осветительной арматуры для автотракторной промышленности и производство инструмента. Значительная часть местных плотников и столяров по Стромынскому тракту каждую осень отправлялись на поиски работы и заработка в Подмосковье и Москву. Бедные супесчаные почвы не могли прокормить семьи киржачских крестьян, поэтому практически во всех деревнях района занимались каким-либо ремеслом, парни вместе с отцами и дядьками шли в бригады отходников. Постепенно в селах Киржачского и соседнего с ним Покровского уезда сложился устойчивый тип мастерового крестьянина. Почти 600 деревень округи в прошлом веке было охвачено плотничеством.

Источник: http://kirzhach-city.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=12

Разделы статей: